Основы работы в Microsoft Power BI

Общая картина

Главные этапы работы в Microsoft Power BI:

  1. Качаем и устанавливаем программу Power BI Desktop с сайта Microsoft или из Microsoft Store (Пуск - Программы - Microsoft Store).
  2. С её помощью подключаемся к источникам данных и загружаем оттуда информацию, попутно очищая её и приводя в порядок с помощью встроенных в Power BI возможностей редактора запросов Power Query.
  3. Связываем загруженные таблицы связями (как в Power Pivot) вместо классического стягивания всех данных в одну медленную таблицу с помощью функций а-ля ВПР (VLOOKUP).
  4. Добавляем дополнительные вычисления на встроенном в Power BI языке DAX - с помощью вычисляемых столбцов и мер.
  5. В режиме отчета добавляем на страницы дашборда визуализации и настраиваем их внешний вид.
  6. Публикуем отчет в облако и делимся им с коллегами (или просто пересылаем им pbix-файл, полученный при сохранении в Power BI Desktop).

Подключение к источникам данных

Подключение к данных в Power BI осуществляется с помощью кнопки Получить данные - Другие на вкладке Главная (Home - Get Data - More). В открывшемся окне будет полный список всех возможных коннекторов, среди которых:

  • файлы разных типов (книги Excel, PDF, текстовые файлы TXT и CSV, файлы с универсальной разметкой XML и JSON и т.д.)
  • различные базы данных (SQL, Oracle, Access...)
  • ERP-системы (SAP...)
  • сайты интернета
  • онлайн-сервисы и платформы (Sales Force, ...)
  • хранилища данных различных гаджетов и устройств "умного дома" (IoT = интернета вещей)
Выбираем нужный коннектор, указываем данные для подключения или файл и жмём кнопку Преобразовать данные (Transform Data).

Преобразование данных

Поверх окна Power BI открывается окно редактора запросов Power Query - брат-близнец надстройки из Microsoft Excel. Здесь можно:

  • чистить данные от лишних пробелов и непечатаемых символов
  • исправлять регистр
  • разделять слипшиеся столбцы или текст от чисел
  • удалять ненужные строки / столбцы
  • переименовывать столбцы
  • соединять несколько таблиц в одну
  • ... и т.д.
Базовый приём работы - щелчок правой кнопкой мыши по заголовку столбца, который хотим преобразовать и поиск нужного действия в контекстном меню.

После выполнения всех нужных трансформаций даём запросу имя (это будет имя таблицы впоследствии) и жмем Главная - Закрыть и применить (Home - Close & Apply).

Связывание таблиц

Необходимо, чтобы Power BI начал работать со всеми таблицами как единым целым, и мы могли использовать в визуализациях любые поля из любых таблиц.

Удобнее всего создавать связи в Представлении Модели (Model View) - третья кнопка в левой панели, просто перетягивая поле (столбец) из одной таблицы на соответствующее поле в другой таблице. При этом:

  • Направление перетягивания роли не играет.
  • Между двумя таблицами можно сделать несколько связей, но активной будет только одна.
  • Связи бывают разной кратности (типа): "один-ко-многим", "многие-ко-многим" и т.д.
  • Стрелка на линии связи показывает направление распространения фильтров, если мы применяем их к какой-то из таблиц.

Добавление вычисляемых столбцов

Жмем кнопку Создать столбец (New column) на вкладке Работа с таблицами (Table Tools) или щёлкаем правой кнопкой мыши по таблице и выбираем Создать столбец (New column). Затем вводим в строку формул имя столбца, знак "равно" и формулу на языке DAX, которая будет введена в каждую ячейку добавленного столбца. Например, для расчёта скидки 20% на заказы с количеством больше 10 штук это будет:

Скидка = IF(Sales[Количество]>10, 0.2, 0)

При этом:

  • аргументы функций разделяются запятыми, а целая-дробная части - точкой
  • будут появляться выпадающие списки с подсказками, из которых можно выбирать нужное, используя клавиши стрелок и Tab
  • принято всегда указывать имя таблицы перед именем столбца (хотя, строго говоря, это не обязательно, если вы ссылаетесь на столбец в той же таблице)
  • созданный столбец сохраняется в таблице и занимает место (если таблица длинная, то - большое) и будет пересчитываться в дальнейшем только при обновлении

Создание мер

Мера - это формула на языке DAX, которая работает в визуализациях отчёта (диаграммах, таблицах и т.д.) Меры обладают следующими свойствами:

  • Мера хранится в какой-то таблице в Модели Данных, но считать при этом может любые данные (в т.ч. и из других таблиц). Часто для хранения мер создают специальную пустую таблицу (не связанную с другими таблицами в Модели).
  • Мера не занимает места в модели и вычисляется, обычно, гораздо быстрее, чем аналогичный вычисляемый столбец. 
  • Для меры сразу можно задать числовой формат результата.
  • При создании мер можно использовать ранее созданные меры.
  • Результат работы меры не видно в представлении данных. Его можно увидеть, лишь закинув меру в какую-либо подходящую визуализацию (диаграмму, таблицу) в дашборде в представлении отчёта.

Чтобы создать меру жмём кнопку Создать меру (New measure) на вкладке Работа с таблицами (Table Tools) или щёлкаем правой кнопкой мыши по таблице и выбираем команду Создать меру (New measure). После этого пишем в строку формул требуемое выражение для меры.

Например, мера для вычисления итога по столбцу Количество из таблицы Sales будет выглядеть как:

Продано шт = SUM(Sales[Количество])

А более сложная мера для вычисления выручки (произведение количества на цену с учётом скидки) как:

Выручка = SUMX(Sales, Sales[Количество]*RELATED('Price'[Цена])*(1-Sales[Скидка]) )

Добавление и настройка визуализаций

Переключаемся в представление отчета (первая кнопка на панели слева) и открываем (или создаём) чистую страницу.

Щёлкаем по нужной визуализации на панели Визуализации (Visualisations) и затем из панели Данные (Data) закидываем требуемые поля таблиц, вычисляемые столбцы или меры в области выбранной визуализации (ось Х, ось Y, условные обозначения, строки, столбцы и т.д.)

Для настройки внешнего вида любой выделенной визуализации нужна вторая вкладка (с символом кисточки) на панели Визуализации - там будет многоуровневый вложенный список всех возможных свойств и параметров выбранного объекта.

Для вставки картинок и текстовых надписей на страницу можно использовать команды Вставка - Текстовое поле (Insert - Text box) и Вставка - Изображение (Insert - Image).

Публикация

При наличии подписки, созданный отчет можно опубликовать в облако. Для этого на вкладке Главная справа жмём кнопку Опубликовать (Home - Publish). После публикации наш дашборд можно открыть в браузере или в приложении Power BI на мобильных устройствах (смартфоне, планшете). Там же можно:

  • редактировать дашборд (если вы дали пользователю такие права)
  • подписаться на обновления дашборда по эл.почте
  • встроить созданный дашборд в чат Microsoft Teams
  • экспортировать дашборд в Excel (как сводную подключенную к данным дашборда), в Power Point (с сохранением интерактивности или без) или в PDF.




12.05.2023 10:50:46
Спасибо, Николай. Наконец-то свершилось! Ждем продолжения!
13.05.2023 19:34:06
Создал конспект данной лекции в скриншотах для повторения материала. Скачивать здесь:

Power BI introduction.rar

Скачивать всю папку со скриншотами под названием Power BI introduction.rar
Для скачивания выбрать Download (Скачать) в верхнем левом углу.
26.05.2023 09:38:56
Николай, здравствуйте. Большое спасибо за статью! Подскажите пжлс., как в настоящее время возможно зарегистрировать учетную запись на Power BI для личного пользования. Сайт выдает ошибку 404.
30.05.2023 11:08:29
попробуйте загрузить из Microsoft Store, установленного по-умолчанию на Вашем компьютере (если у Вас Win10-11).
У меня успешно загрузилось оттуда.
14.06.2023 03:11:39
Здравствуйте. Вопрос в том, что у меня не получается опубликовать отчет я его полноценного использования. Не могу зарегистрировать учетную запись PowerBI
14.06.2023 09:49:18
Там нужна почта с рабочего домена... С яндекса и им подобных не получится зарегистрировать учетную запись.
Подробнее можно почитать тут
04.06.2023 12:41:06
Николай, здравствуйте!
Этот материал - не выжимка ли из будущей новой книги?..
01.08.2023 12:14:17
Добрый день
Отличный материал, как раз начал осваивать PowerBI, а тут такой подарок)

По ходу работы возник такой вопрос.

Например у нас появились новые позиции в прайсе, которые были проданы и попали в БД-продаж.
Но забыли обновить справочник товаров, и теперь часть проданных товаров не имеет необходимых атрибутов, которые содержатся в справочнике

Как проверить таблицу-справочник с товарами, на полноту данных?
05.08.2023 09:53:45
Спасибо, Николай. Как исправить "пусто" в срезе, чтобы выходило значение 0?
Наверх